Пишет
Diary best:
Пишет
Yin:
Почему так сложно учиться самостоятельно?
"Я хочу научиться играть на гитаре, выучить новый язык. Хочу перепройти школьный курс химии, научиться писать и рисовать.
Но ничего не выходит. Я быстро теряю интерес, мне скучно зубрить каждый день. Забываю о плане. Задача быстро начинает казаться неподъемным, а я - слишком глупой и неспособной на это."
И в самом деле, почему выучить что-то самостоятельно настолько сложно? Наверняка в своем окружении вы найдете буквально одного-двух человек, которые освоили какие-то навыки сами. Большинство умеет то, чему научились в школе или университете, некоторые ходят на курсы, иные получают нужные навыки на рабочем месте.
А вот самостоятельно научившиеся чему-то люди - огромная редкость, и еще большая редкость - когда полученные навыки человек с успехом применяет в жизни.
Под "самостоятельным обучением" я буду иметь в виду любую ситуацию, когда человек без постоянного наставника, только с книгами, интернетом и при редком участии кого-то более опытного, пытается заниматься тем, чем раньше не занимался.
Это может быть изучение иностранных языков, что-то творческое вроде рисования или писательства, рукоделие, изучение языков программирования, изучение наук: химии, истории, математики, психологии, изучение каких-то более простых практических вещей: регулярное чтение книг, поддержание дома в порядке, здоровое питание или физические упражнения, самостоятельный ремонт и т.д.
И вот с какими проблемами в первую очередь придется столкнуться.
читать дальше
1. Проблемы с концентрацией, волей и вниманием.
Трудно усадить себя за учебу. Трудно отсидеть запланированные час или два. Внимание постоянно скачет. Вы начинаете пропускать или забывать план. Появляются очень важные дела: нужно убраться, поесть, посмотреть сериал. Столько всего интересного хочется сделать. А самостоятельно сесть и работать та-а-ак трудно! Всё вокруг словно сговорилось и отвлекает вас от работы.
Эта проблема широко распространена даже среди отличников и трудоголиков. Казалось бы, они тратят столько времени на работу и учебу, что у них должно быть все прекрасно с концентрацией внимания! Но как только они берутся за что-то сами - продуктивность падает в ноль.
К сожалению, по большей части то, что мы сейчас умеем - это не результат нашей воли, наших выборов и решений, а лишь то, что свалилось на нас само. Университеты вынуждали нас посещать пары, в школу нельзя было не ходить. И даже курсы, на которые вы могли пойти самостоятельно, все равно играли роль корсета, который удерживал вас в определенных рамках.
А вот привычки самостоятельно ставить цели, трудиться ради них и получать результаты - в учебе ли, труде, работе ли - нет почти ни у кого. Сознание, оказавшись в пустоте, без привычных рамок, оказывается погруженным в хаос, и вместо того, чтобы учиться волевым усилием концентрировать свое внимание и ставить для себя ограничения, большинство людей предпочитает подчиняться насаживаемым рамкам - не нужно тратить усилия ни на упорядочивание хаоса, ни на сопротивление давлению.
Сила воли и самостоятельное управление своим вниманием - навык, критически необходимый для самостоятельного обучения.
Научиться ему просто, но отнюдь не легко: последовательно, упорно и ежедневно тренироваться концентрировать внимание. Умение концентрироваться на своих целях, трудиться над ними и держать их в приоритете над внешними целями перекроит всю личность с самого основания. Это огромный труд, но он того стоит.
2. Проблемы с базовыми целями.
Широко распространен феномен, когда люди берутся что-то делать - рисовать, мастерить, заниматься спортом - очень плохо представляя, зачем это вообще нужно в жизни. Главная мотивация - "весело и вдохновляет". Хочется. Вот хочется, чувствую, что это моё.
Эта проблема чаще всего выливается в "за что ни берусь, сразу же перегораю".
К сожалению, вдохновение и веселье - очень ненадежное топливо. Это искры, без которых не раздуть огонь. Но искры лишь опалят дрова, не зажгут их. Искры должны упасть на сухую бумагу, затем поджечь тонкие щепки и лишь когда огонь разгорится, пламя сможет перекинуться на толстые дрова. Вам придется долго раздувать костер и поджигать его в правильной последовательности, чтобы он смог согреть вас.
Ни вдохновение без труда и дисциплины, ни дисциплина без радости не разожгут в вас по-настоящему яркое пламя.
Базовые цели тесно связаны с силой воли. Сама по себе сила воли не имеет особого смысла - она должна работать на то, чтобы реализовывать ваши настоящие, глубокие цели, реализовывать вас как личность.
Чего вы хотите добиться в жизни? Кем хотите быть? Чему хотите посвятить свое время? Чему готовы посвящать силы, время, труд, волю, свою жизнь? Возможно, у вас есть такие цели, но вы не знаете как их достичь. Возможно их нет, и тогда придется потратить много времени на то, чтобы привыкнуть к тому, что свой путь приходится выбирать самому.
Любая учеба должна быть прочно и крепко связана с вашими базовыми целями в жизни. Или по крайней мере у нее должны быть далекие, но ощутимые и полезные перспективы в вашей жизни.
3. Проблема с темпом.
Вы замечали когда-нибудь, что в любых курсах, в любых университетах и школах, есть учебный план? План выполняет роль корсета, не давая вам двигаться слишком медленно или слишком быстро.
Берясь за самостоятельное обучение, люди чаще всего не строят подробный и далекий план, а учатся "инстинктивно" - увидели туториал по рисованию глаз, начали учить его, увидели что-то поинтереснее - бросили рисование глаз и взялись за новую игрушку. Или куда хуже - сразу представили эпические картины, которые можно нарисовать, а как взялись за карандаш, получилась предсказуемая мазня.
К сожалению, амбиции, не сдерживаемые планом, приведут вас к печальной развязке: у вас будет ощущение, что задачи слишком огромны и неподъемны, а вы слишком неумелы и неспособны с ними справиться.
Любая учеба состоит из последовательного освоения основ. Важно как можно быстрее понять или найти в учебниках знания о том, что есть основы в вашей деятельности, а затем медленно и последовательно, не перескакивая, постепенно изучать их.
Грамматика ли это для иностранных языков, структура историй для писателей (сюжет, кульминация, конфликты, катарсис), светотень/формы/штриховка/перспектива для художников, базовые правила и блюда для кулинаров - любая работа начинается с основ. И не просто с основ, а с поэтапного их освоения.
4. Проблемы с теорией и практикой.
Желающих учиться самостоятельно поджидает две проблемы, две крайности, обе из которых крайне нежелательны - перегиб либо в теорию, либо в практику.
Слишком быстро перейдя к практике, вы скорее всего не изучили основы. Прежде чем готовить сложные блюда, нужно знать правила приготовления блюд, чем отличается жарка от тушения, а тушение от варки. Какие специи подходят к разным продуктам, какие продукты сочетаются между собой. Даже досконально выполненный простой рецепт может не получиться из-за того, что вы не понимаете основ.
Слишком углубившись в теорию, вы можете прочитать множество пособий, но быть неспособным применить полученные знания на практике. Знаете грамматику английского языка, умеете читать, но говорите медленно и неуклюже. Прочитали множество пособий для писателей, но нет ни одного полноценного рассказа или повести.
Как правило, лучший способ - это грамотно сочетать освоение основ с практикой. Прочитали о чем-то? Попробуйте на практике. Хотите сделать что-то? Прочитайте об этом теорию. Каждый освоенный кусочек теории хорошенько опробовать в жизни, а каждый практический опыт укрепить изучением теории.
5. Проблемы с союзниками.
В университетах или на курсах, кроме собственно материала, который вы усваиваете, на ваш навык действует еще один фактор - вы окружены специалистами. Кроме собственно освоения знаний, вы имеете возможность постоянно наблюдать, как ведут себя профессионалы и любители, как они трудятся, какие принимают решения. Это обучение зачастую проходит вне вашего сознания, но его влияние на ваши навыки невероятно велико. Вы учитесь тому, как быть профессионалом.
При самостоятельном обучении у вас есть только учебники. К сожалению, все же полностью самостоятельное обучение невозможно. Общение с людьми так или иначе понадобится на каком-то этапе, а под "самостоятельным обучением" чаще всего понимается "большая часть работы проделана в одиночку".
Поэтому было бы неплохо в какой-то момент поискать для себя компанию единомышленников. Писательские кружки, бесплатные разговорные клубы, да даже творческие и мотивационные сети вроде smartprogress - на каком-то этапе вам понадобятся.
6. Проблема с обратной связью.
Наша внутренняя система поощрения работает на основе наград и наказаний. Она любит простые, понятные, измеримые критерии успешности. Но не всегда эти понятные критерии есть.
Учеба в университете или в школе - и вы вряд ли это осознавали - дает ощущение измеримости и очевидности результата. У вас есть оценки, контрольные, экзамены. Вы можете на основе этих оценок понять, лучше вы учитесь или нет. А когда вы проходите итоговый экзамен в конце учебы - вы становитесь специалистом, и у вас на руках есть сертификат, который это подтверждает.
Самостоятельное обучение безбрежно. Лучше ли вы знаете новый язык? Лучше ли пишете? Лучше ли научились общаться? Как это понять, как измерить, как отследить ежедневные изменения? Изменилось ли что-то за сегодняшний день? Я хорошо поработал, или день потрачен впустую?
И поэтому при самостоятельном обучении особое внимание придется уделять контролю результатов и подсчету успехов. Кроме самой системы оценки себя, придется еще и проверять, насколько ваша система оценки действительно измеряет вашу успешность. Например, я узнала сорок новых слов по-английски - это прогресс, но насколько это продвинуло меня к цели "знать язык"?
Если вы обучаетесь с учебниками, то эта задача может упрощаться, поскольку в них часто есть контрольные вопросы и задания - отвечая на них, вы можете оценить, насколько продвинулись. А вот в других случаях придется поработать над оценками самому.
URL записиСвое | Не Бест? Пришли лучше!
URL записи